Редакция 2а (открыть предыдущую версию, без
оглавления)
Оглавление:
Часть I 1. Кто есть среди нас, кроме
господ? 2. От прошлых господ до демократии. |
Часть II |
1. Кто есть среди
нас, кроме господ?
Сказанное в эпиграфе
справедливо и сегодня. И ещё более тем, что многие из разбойников,
прикупившие серебра и получившие должности, плохо
чувствуют себя без громкого и всеобщего признания их господами в любой ипостаси. А мудрый философ избежал
прямо применить общепринятую тогда норму обращения к "едящим на серебре". И никто из "господ" не мог потянуть его в суд, ибо очевидное для ума не было
однозначно в законе. Во
многих местах общество "обандичивается". Криминал всегда сопутствовал власти, но любил
носить маски благородства, легко покупаемые на награбленные богатства. Любил приписывать
благородство статусу богатого человека неотъемлемо и с рождения. Родиться
с дурными генами можно, теперь это знают все грамотные, но дурным для
общества человек становится по воспитанию и достигнутым возможностям. Власть
развращает, особенно данная не заслуженно и с детства, и обогатившиеся
бандиты наглеют. Что им мнение "черни" или "мира"? За 70
лет в СССР граждане (то есть связанные законом жители страны) отвыкли от
слова "господин". "Господа" были в других странах, и это было плохо для там
живущих "негоспод". Большинство никак не хотело иметь над собой
господина, а потому не желало и себе сего титула, как не хотело к себе
ненависти общества. И кто
же мы были? По Конституции мы были в первую очередь граждане, но
предпочитали звать друг друга "товарищ" или по должности, но опять-таки "товарищ…". Даже
плохой начальник был нам "товарищ". И мало кто задумывался над тем, что плохой "товарищем" не мог быть по сути слова. И
если бы в людях воспитывалась культура слова, то прежде стать начальником, надо было бы заслужить честь быть товарищем. С началом
"перестройки" в России странным образом (навязыванием в СМИ и обращением во властных и
деловых кругах) стало презираться нормальное русское слово "товарищ". Впрочем, стало унижаться и изводиться многое из нормального и российского. Ещё в царское
время слово
"товарищ" не резало слух россиянам. В нём не было и тени
"коммунистического", так явно противного сторонникам
"перестройки" и "реформ". Товарищ был и у купца (это партнёр
по ТОВАРу,
самый близкий и доверительный помощник), товарищ был и у министра (этим словом называли в
нашем понимании – заместителя, ближайшего помощника). Таким образом,
"большевики" не изобрели это слово (как, например, "НЭП",
"колхоз" или своё же название - "большевики"), они использовали известное и
хорошо воспринимаемое. После Октябрьской
революции 1917 года товарищами стали
называться сограждане, равные и
заинтересованные
партнёры
в создании нового общества. Логично и понятно. Но формулировку эту не
ввели в кодексы. Её сделали общепринятой, "само собой" принимаемой,
не оспариваемой. И хотя (спустя 50 лет
после этого введения) я неоднократно брался доказывать властям, что
"товарищ" не может быть плохим, что для "плохих
товарищей" надо ввести иные названия, мои слова отлетали от чиновников,
как щепки от вентилятора. Ведь уже тогда я предлагал "категории
граждан"
и "категории служащих", где попавшим в "нетоварищи" надо
было "слететь из власти" и начальствования. Преступная система
чиновного правления тех лет не могла это принять, но не могла допустить и до
обсуждения, иначе бы народ мог заставить это принять. После победы в любой войне власть
боится своего народа, прошедшего тренировку достижений желаемого – силой,
находящегося в боевом состоянии духа. Для необратимого властвования наращивалось беззаконие и беспредел ненаказуемости преступных чиновников, искоренялся дух и настрой народа-победителя. Что могло быть хуже для страны? Враг бил по опорам изнутри. А поскольку преступное чиновничество всё более народом узнавалось в "номенклатурных" лицах, сплошь состоявших в Партии (КПСС), то это расшатывало основы государственного и общественного единства, было угрозой непредсказуемого взрыва. Любые революционеры появляются на перспективе использования таких кризисов в своих целях. И всегда для проявления силы народа они объявляют свои и народные цели общими. Но не было ещё не обманутых народов, и не будет, пока народ не возьмётся контролировать и оценивать сам все шаги к объявленной цели, отучится ходить на поводке, плясать под чужую дуду и "гулять" на чужих праздниках. Так и появились и
"реформаторы" - без чётких планов реформ и с размытыми
политическими лицами. И выдвинулись они из нас,
а работать начали сразу против нас. Характерно,
что партнёров созидаемого общества начала
1990-х годов стали звать именно господами. Нетрудно было
догадаться об их принадлежности и тяге к классу эксплуататоров народного труда. К
ненавистному и запрещённому в стране классу, считавшимся изжитым. Это была
заведомо неконституционная группа, действовавшая не столь против преступных
чиновников (причины наших бед), сколько против основ строя и общественных
отношений, создавших страну и её достижения. Господа, как несуществующий и
запрещённый класс, появились, как черви в яблоках, как ржавчина на
незащищённом краской железе. Для известных болезней
защитой от эпидемий может быть только эффективное лекарство в достаточном
количестве, как бы маловероятной болезнь не казалась. Ведь их вспышки чаще
несёт не природа, а диверсия людей. В общественных отношениях
от таких диверсий может быть только всеобъемлющая система защиты законами. Криминальная система не
желает такой системы законов, т.к. хорошая правозащитная система вылечивает
общество от криминала – главной болезни. 2. От прошлых
господ до демократии. В 1917-м же резко и
категорично было запрещено обращение "господа",
"господин", так как наличие господ подразумевало и наличие подчинённых им,
абсолютно и бесправно подчинённых, именуемых в России
традиционно и презрительно - "холопы". Это резко ограниченные в
правах люди, доводимые почти до фактического рабства. Запрет это был направлен
не на уничтожение наименования, а на уничтожение бесправия, порабощения людей
людьми. Страна (и её новые вожди,
прежде всего) декларировала переход устройства общества к демократии,
т.е. к народовластию. Тут господам над народом – просто не было места "де
юре". Поскольку "перестройка" и "реформы" декларировали развитие демократии
в стране, то откуда же было появиться господам? И кого они прочили в свои холопы? В Европе господствующий
с древних времён звался вполне понятным титулом "суверен"
(независимый),
а подчинённый ему – неблагозвучным (у нас) именем "вассал". Заметьте, независимость
от окружения сильных подчёркивалась, а возможность правления окружением слабых – не выпячивалась (в этом
не было чести, это не было основой). И так было столетиями, пока количеству
порабощённых не стали поклоняться, как к достоинству титула. На Руси до появления царя
все князья охраняли каждый свою независимость и территорию-вотчину. Но слово
"суверен" на Руси не прижилось. Князья – главы родоплеменных групп, часто были родичами
вождей других племён, что помогало союзничеству, а не соперничеству. Необходимость
объединения для защиты от многолюдных нашествий привела
к установлению старшинства среди князей, затем и к слиянию земель под
"единую руку" князя-царя. Малопонятный чужеземный титул-окрик Царь[1]! – прижился. И странно, - царей от времён
Адама и Евы не было на земле очень долго. И
религия тем самым не утверждает воли Бога в создании царств. На Руси первым
царём назвался Иван IV Грозный. Титул сей у главы русского государства был
менее двухсот лет - с 1547 по 1721 г., пока Пётр I не
назвал себя императором. И всё же титул-клич "Царь" использовался ещё почти 300 лет - до 1917 года. Но с появлением царей им приписывался и титул "наместника Бога на земле"… Навряд ли Бог
нуждался в заместителях и в посольствах. Такое "наследование" и
"поручительство" не придёт в голову всемогущим Богам, оно придумано
слабыми людишками для усиления мнения о их могуществе. Народ это понимал и
снисходительно не оспаривал глупость… Народы покорялись жестокой и совсем не
заботливой к ним силе. Избранному правителем могли простить некий набор слабостей. Любовь правителя к бантам
и к титулам не мешала народу жить. Но если
изначально родоплеменных вождей избирали мнением
племени или турниром, то присвоение вождями права власти по родству и
наследству – изменило картину. Стимул самовоспитания для признания
лучшим из племени – угас. Княжеские и царские наследственные роды обречены были на моральное
вырождение. Шаткая независимость царей в череде родовых (а не внешних) заговоров и переворотов держалась на крови и жестокости. Аморальное присвоение прав власти истребляло родившихся "с клеймом власти" междуусобной кровной борьбой за эту власть. Сила царя опиралась на
придворных и слуг, кормящихся за счёт обираемого народа. Но на защищавшую
страну от нашествий силу – народ - не опиралась. На силу, и оружие кующую, и
войско кормящую, и кормившую властвующих. Берущие с
народа не по заслугам и получающие не по доброй воле дающего – знали
несправедливость своих дел и боялись возмездия от своего же народа. Совмещение
этого страха и власти могли родить только усиление жестокости к народу до подавления
возможности восстановления справедливого устройства жизни большинства. В таком господстве нет
чести. И стремление только причисления себя к господам – уже ублюдочно. Этой силе (народу) за все достижения и терпение невзгод – челом бы бить княжеским, да почесть воздавать народу своему! Ан, нет! Податями народ
почитали да плетьми! Не
справедливо это было! А чувство справедливости у большинства народов (не только
славянских) – природные, неистребимые. И нет правления более шаткого, чем с
притеснением и истязанием своего народа. Вот и вспыхивали мятежи,
из коих пугачёвский[2] и разинский[3] были памятнейшими. Силу
крестьянских восстаний сокрушили предательства
истых холопов самодержавной
власти. Да ошибка и ещё была в поднимавшей
на бунт силе – замученному народу грезился "добрый царь". До
мог ли типичный для тех лет правитель быть добрым и справедливым к
используемым для усиления своей власти? Тогда – конец его власти! Не хватало смелости народу помыслить о "казачьем круге"[4] или о деревенском сходе[5], в размер Руси, о Запорожской Сечи[6] и о Народном Вече Великого Новгорода[7] – как
о более осмотрительной и справедливой власти,
обращавшийся к мнению народа. Ум - хорошо, а два – лучше. Старая пословица.
Народная. И вот созрела-таки "стоумовная" идея о народной власти. Пошла она изустно и
в листовках по стране. Уже в Европе пробовали
силы парламенты вместо власти наследных и вырождавшихся в своём
бесчинстве монархий. Но это было не то… Собирал народ все идеи
справедливого правления – от средневекового
"города Солнца" до идей немца Маркса и россиянина
Ульянова-Ленина. И случился в России
очередной бунт, 1905 год сначала, а затем и 1917 год. Пришли Советы. Советы народные,
советы с народом. Это чисто российская идея, а какую силу она дала стране
и её народу! На энтузиазме от этой идеи страна росла
несколько десятилетий. Народ всколыхнуло весь!
Гнали господ! В волне восставших от унижений душ - гнали и "справедливых господ", и умных, и честных! Долой господ! Умных, честных и
справедливых – полно и в народе. Среди господ
– это исключения. Полная честность и справедливость - не господские качества. Долой
господ! Смывали
веками прикипевшую грязь. В этом потоке умные
и честные должны были сами выскочить из смываемой массы, в которую внесла их
судьба. Холопами народ быть не
хотел! И почти пятилетие великой крови после 1917 года, долгой и упорной
гражданской войны - тому доказательство. А сколько господ
добровольно сложило с себя эти свои титулы! Они не сбежали от восставшего
народа, они остались с ним и со своей родиной. Они дали свои знания и силы -
и народной армии, и народному просвещению, и науке, и управлению народной
промышленностью, и народному государству. Их сила стала не в сборе душ и
податей. Они стали частью мозга и нового скелета власти, - с мощью народной
мускулатуры. Сколько бывших господ признаны народом уже народной страны - народно-заслуженными! Гражданская война - это не просто "слепой русский бунт". В
битве на смерть не по христиански лишали жизни сотворённых Богом и подобных
ему людей – не только коммунисты. Основную грязь и кровь войны внесли не "борцы за идеи", а мародёры и бандиты. Им
война - как мать родна. Но полнейшая свобода от всего – анархизм –
народом отвергнут был и подавлен. Без порядка ни хлеб не вырастишь, ни трактор
не сделаешь. Но важно – какой порядок будет и в чьих руках. Враждующих
в той войне долго принято было делить на "белых" и "красных". На
сторонников самодержавия и эксплуатирующих труд
господ, и - на сторонников власти работников, самоорганизаторов жизни без угнетения себе подобных. Первые ("белые", "господа" и "самодержавники-монархисты")
приписывали себе безусловное право
господствовать и присваивать результаты рабского труда вторых. Господа приписывали себе всевластие и безнаказанность от рождения. И право
получать их не по чести и таланту, а по
милости уже властвующих. Их было немного. Их народ относил к живущим
"не по совести". И народ отмёл это самозванное право немногих принуждать к покорности и рабству остальных, право благоденствовать на использовании труда понуждаемых. Но мир не
делится только на чёрное и белое. Человек не бывает только
плохим или только хорошим. И мир господ над народом держался всегда на
власти, на власти самого жестокого из поработителей, на власти
поработившего себе подобных любителей власти. Без этой власти силой и злом эта власть рушится. Однако
простое насилие вызывает противодействие, сопротивление. Служить и
выслуживаться в этой структуре начинает только сломленный
человек. Для построения иного общества сломленные люди не
могут быть основой и опорой. И желающие иной
жизни – обречены на смертный бой, а не на переговоры. Власть Господ чаще всего держалась на преданности и беспощадности
других рабов,
трудом и талантом кормить себя не способных, боявшихся оказаться среди
зарабатывающих трудом, не желающих оказаться среди этой массы бесправных и
униженных. Власть жила на вынужденности этой касты работать у неё "за
хлеб". Тут и прислуга, и чиновник, и полицейский, и военный. Поднимаясь выше к
сильнейшему, рабы забывали о своём формальном рабстве, начинали гордиться и
кичиться им. Им нравилось именоваться господами над отставшими внизу. Здесь –
моральная
база
господства. Общество с такой основой – аморально. Рабочий люд, создающий этим служащим и еду, и платье, - с ними не был непримиримыми
врагами. Он понимал условия их принуждения, как понимал и условия своего порабощения. И среди родни каждый
имеет удачливых в карьере служащих и - "простых". Но
слой служащих, служащих "господам", привязан к "господам"
своим существованием и благополучием. И "господа" стараются делать
этот буферный слой потолще, а их зависимость - покрепче. 4. Последняя
система господства. Но ни один
государственный строй не обойдётся без слоя служащих. Служащий господину и служащий народу – разные люди, если народ не
господствует в своей стране. Господство народа – система самоорганизации
трудящегося населения без принуждения. Сохраняя лишь созвучие понятию
Власти (господство) оно лишено цели порабощения и принуждения. И всё, что не
так – не имеет ничего общего с народовластием. И декларация
принуждением и насилием к такому образу жизни была ошибкой просоветской
власти. А
сохранялась не только в законах стран (СССР и его республик, в законах стран "соцлагеря"), но и в огромном внутреннем аппарате подавления все "советских" 70 лет 20-го столетия только потому, что фактические
властители "стран социализма" никакого
народовластия и социализма реально строить или допустить не хотели. На самом деле "диктатура пролетариата" должна была бы быть по принципу
сепаратора: разделиться на системы иной самоорганизации общества в
эксплуататорском государстве можно было только силой. Но на отвоёванных
территориях никого удерживать и перевоспитывать не надо было. Система наказания для
нарушивших добровольно взятые обязательства – оправданы и справедливы для
караемого и карающих. А для удерживаемых принуждением – не имеют даже оттенка
справедливости и никогда не найдут взаимопонимания. Отвлекать на это силы и
время – убыточно ещё и тем, что отталкивает желающих примкнут к возникшему
сообществу. Принуждения и
наказания в законах страны народовластия должны бы быть очень развиты, но
в качестве вакцины от диверсии, в качестве мер пресечения переворотов и
возбуждения внутренних войн. Непонимание этих моих
предложений и нежелание их внедрить и стало причиной крушения СССР. С моими
правилами не был бы возможен ни Беловежский сговор, ни вал лишённых прав и
имущества беженцев из всех республик. Общество,
способное расслоиться без войн на приверженцев разных общественных отношений,
сохранит не только жизни и собственность, но и независимость и способность к
союзничеству. В кризисы революций и
реформ служащим трудней определиться между
служением сильным и служением честным. А ты, читатель, из каких будешь? Революции делаются
взрывом протеста униженных, а пользуются результатом часто "вожди" и
их "аппарат". И вездесущие ловкие мошенники. И так будет
всегда, пока "массы" не научатся обеспечивать правовые и честные условия и ответственность
деятельности своих вождей. Не вина
"рабоче-крестьянских масс", неискушённых батраков и холопов, что
они не уследили быстрое становление нового класса
"хозяев" из обязавшихся быть защитниками интересов трудящихся.
Некогда было следить, работали ведь. На веру, на ложное слово чести - много
предателей сажал на шею себе народ. И до 1917 года и после. И под обещания
равенства и благоденствия отдали они правление очередной малой группе актёров и
лгунов.
Сначала после создания СССР. Потом так же и после его развала. Создателя деклараций
народовластия – Ленина – быстро не стало. По одним теоретическим
трудам и документам гражданской бойни – трудно оценить его намерения и
способности создать общество народной власти. Но уже очевидно, что в
некоторых решениях я предлагаю иные пути, как мне кажется, лучше ленинских. И
только незашоренные фанатизмом способны их рассмотреть и принять. Оставшееся после смерти
Ленина ЦК быстро породило при театральной видимости коллективного руководства
- нового царя, подчинило Советы, отказалось от их советов… Говоря о служении
народу, стали решать за народ, вместо него. А народ это не уследил, увлёкся
работой. А потом был сломлен репрессиями и смирился. Видимость благополучия для оставшихся вне репрессий подменила желания народовластия. Очень
заразная это болезнь - власть. Тридцати лет стоило княжение одного ("отца
народов", Сталина), затем ещё тридцати лет стоило "бригадное" княжение ЦК его партии,
рядившееся в коммунистические и демократические лозунги, но не
жившее по ним, не защищавшее декларированные права граждан, не искоренявшее преступность среди "власть имущих". Хотя, если бы граждане не
ленились "учиться настоящим образом"[8], учиться не только
взрываться от нетерпения, но и удерживать созданное и завоёванное, контролировать
взявшихся за служение, эта трагедия могла бы не произойти. Только после
такого самообучения граждан возможна революция без её проигрыша. С развалом бригады одряхлевших князей из ЦК к власти рванули их вороватые и лицемерные
холопы. Как
ни странно, организаторы "перестройки", как
и организаторы
"реформ", игнорируя историю и русский язык (см. выше, со стр. 48),
слово "товарищ" стали ассоциировать преимущественно с КПСС, с её
ложью и преступностью, а себя, как бы в противовес, норовить причислять к
иному миру, где модно обращение "господа", просто причислять себя к
"господам". Странным
образом, причисляющие себя к демократам депутаты и политики, не просто проигнорировали эту страстишку очень и не очень
высоких начальников причислять себя к господам. Мол, привыкшие на Западе к этому обращению лица определённого
ранга обращаются так к равным по чину у нас, а нам не пристало
отчуждаться… Они сами стали "заговариваться", позволяя называть
себя и друг друга господами. Но это были заведомо
ложные аналогии, идеологическая ложь. Народ, отвыкший с 1917
года от реальной неприязни к господам и к прямому сопоставлению кого-либо с
холопами, не принял резко и неприязненно это заигрывание и заравнивание. Снисходительно
позволили это заигрывание с самопричислением к "господам" и
депутатам, недавно гордо называвшими себя "слугами народа".
Позволили называться "господами" и исполнителям
"исполнительной власти"… Господин-исполнитель… Смешно? Да нет, ведь ещё каких господ из них сделали! Настоящим
господам такая власть не снилась! Господами вдруг объявились
профессора и недоучки-студенты. Смесью господ стала некогда демократичная
среда интеллигентов и актёров, певцов, художников. Господа - над кем? "Не беда из князя -
грязь, а беда из грязи – князь", - говорили раньше в народе. Призабыли… Вот, и пришла
беда… Затем этот
"титул" преступно стали навязывать, вбивать в головы, приучать воспринимать без возражений
вместо нормального и нейтрального "гражданин", приучать гражданина
демократической республики обращаться к чиновнику (к служащему народу!) со
слова "господин"… Забыли, что законы демократической страны кроме
свободы мнений и слова должны
предписывать (для единообразия и обозначения статуса) определённые обращения, именовать определённые
категории граждан, может, и по-разному, но
обоснованно и демократично. Официальные
обращения, обращения к чиновникам и должностным лицам страны - должны быть
установлены и объяснены законом. Применение несуществующих официально титулов и
должностей
чиновников должны признаваться преступлением - введением в заблуждение. А Вы найдёте такую статью
в законодательстве СССР? А в законодательстве России? Разве что в армейском Уставе, да в тюремных правилах найдёте
обязательное обращение или наименование должностного лица. И то "товарищ офицер" по уставу в словоблудии общества слал "господин офицер". Из товарищей быстро выросли в госпожи
секретарши, билетёрши, уборщицы, дворники, продавцы… Росла пародийность общения и отношений. Как понимать
обращение "Ваше высокопревосходительство" - к чиновнику мэрии в официальном письме? Как наличие зазеркального государства и гражданства? Почему у нас
объявляются депутаты-"сенаторы" при отсутствии Сената?
Откуда у нас "губернаторы"? А многим ли известно о наличии в Москве дворянского собрания и
дворянских титулов у некоторых чиновников демократической республики? Это является лишь отблесками
реальных теневых
правительств и правящих сообществ, включая всемогущее масонство. Но для простаков и для отвода глаз монархистский и масонский антураж выдаётся за исторические
коллекции и хобби. И законодателей, и политиков, и "общественников", и неискушённых граждан это устраивало 10-15 лет назад и устраивает сейчас. Странно. И странно, что многие
"странности" - приносят
большой ущерб и безнаказанны. Например, диверсанты, срезающие километры
кабеля связи и силовых электросетей объявляются собирателями цветных
металлов. И
это выросло из общего правила подмены отношений. Между функциями
государства и его исполнителями всплывают безнаказанные диверсанты,
отключающие от тепла и электропитания воинские объекты, и этих диверсантов
объявляют коммерсантами. Такие же коммерсанты
безнаказанно разрушают энергоснабжение и теплосети целых городов,
зная, что причинённый ими вред выше химерных выгод, тем более – не защищённых
судебным решением о компенсациях ущерба сторон друг другу. И вместо наказания идёт
жонглирование фразами, шоу. Очень странное у нас "правовое"
государство. Если не признать, что всё
делается для театрализации криминального безпредела захвативших власть и
прислуживающих им. Но любая ненормальность,
правовая неурегулированность - срабатывает в кризисы, как замаскированная
мина, усиливая хаос от них. И это надо помнить, от этого надо защищаться и в
годы усыпляющего благополучия. Нам этих мин насыпали в законы последнего десятилетия -
огромное множество! Калечиться мы будем, поврозь попадая в
"праворегулирующие" ситуации. А просто читая новые и старые законы,
давно уже можно было составить список этих ловушек. А начинали – с
жонглирования понятиями прошлого столетия и внедрения давно несуществующего
уже общественного буржуазного строя под открытым их несоответствием статьям
законов демократического государства. С
"перестройкой" и "реформами" 90-х годов замелькало ещё
одно сочетание - "дамы и господа" по аналогии с
"западным" обращением "леди и джентльмены". В стране тысячи лингвистов и специализированные институты, и никто не возопил, что в этих словах огромная разница, неувязка, и не безобидная! Будучи
депутатом Моссовета, избранником народа и его слугой, я резко и неоднократно
выступил против этой терминологии. Хотите быть
Леди? -
пожалуйста! Но не забывайте БЫТЬ ею, а не называться. Хотите быть
Джентльменом? - приветствую! Но БУДЬТЕ им, а не прикидывайтесь! Не забывайте, что Джентльмен (по
словарю[9] - "вполне
порядочный человек", человек светский и благородный) - это не
"сударь" и не "господин". В этих случаях аналогии
словарей не совпадают. Разве мало в
русском языке названий порядочным людям? Да с господ ли этот список
начинается? Не забывайте, что русско-английский
словарь, например от "Советской энциклопедии" 1969 года не вполне правильно
упрощал "леди и джентльмены" до понятия "мужчины и
женщины" (см. ст. "господа"), т.к. обращение по
половому признаку в приличном обществе - не прилично. Навряд ли, к настоящим
леди или джентльменам в Англии кто-либо обратится - "извините,
женщина" или - "скажите, мужчина". "Англоязычные"
этот перевод не опротестовывали, но и привычки свои менять не хотели. А нужны нам их неприлично-половые привычки и обращения
- на русском наречии? К ним мы можем обратиться
так, как они привыкли, как согласны слышать. А к себе? Русский язык красив и богат.
Для себя мы обращения найдём и разнообразнее, и приятнее. Да и
иностранное обращение "мистер" (master - глава, ведущий,
учитель, хозяин)
- это не эквивалент господства и имеет много и иных именований в русском
языке. Почему же в России прививают обращение "господа", одинаково употребляя
его и для перевода слов "джентльмен", "мистер",
"сэр", "сеньор", "герр", "месье"…? К тому же в период
распространения религий в христианстве, например, мастером
именовали дьявола, чтобы избежать прямого и запрещаемого упоминания его, что могло навлечь
беду от правителей и церкви – и скорее, чем от "владыки
преисподней". Переводя обращение "мистер" как "господин", мы не
уподобляем ли
собеседника "владыке преисподней"? Не всякому по душе и к лицу – эта и любая иная двусмысленность. Титул
"мастера" можно встретить у лидеров рыцарских
орденов, масонских лож, и мафиозных союзов. При этом мастер-массон
мог быть куда могущественнее князей, баронов и королей. Возьмите, например,
орден тамплиеров. Буллой Римского Папы его мастер выводился из подчинения монархам
и даже из подчинения самому Папе. Когда всемогущество этого ордена стало
страшно и Риму, другой буллой был рождён орден иезуитов, который поглотил не
только тамплиеров (превзойдя для этого их в могуществе)… И в "мастерские"
таких "мастеров" входили и входят спецы, рассаженные по ключевым
постам разных государств. И слово "мистер" для меня всегда останется
двусмысленным, пока есть эти "мастерские". Возьмите и часто
применение в американских фильмах имени или фамилии героев – Мэйсон. В
английском написании мэйсон = masson (массон). А это слово у
нас связано прежде всего не с фамилиями, а с тайными сообществами. И слух
теле-кино-зрителя просто тренируют на спокойное восприятие такого героя в бизнесе и
во власти. В народе и в
государстве нежелательно официальное применение слов, отвергаемых частью
населения, двусмысленных, эмоционально и иначе
неблагополучных. Например, славянское
нежное обращение к женщине на Руси - "лада", присвоенное популярным
автомобилям "жигули", на родственных нам славянских Балканах
вызывало усмешки, ассоциировалось со словом "тара, ящик". Ящик для
езды покупать не хотели. И нам пришлось от такого названия отказаться при
экспортных поставках. Если в
родственных языках столь неудобны двусмысленности, то с чужими языками надо
быть ещё осторожнее. Словарь
и закон должны обеспечить защиту,
например, мастеров разных профессий - от двусмысленностей и оскорбительных ассоциаций. Иначе можно подвести к
неприменимости словарный запас народов. Закон должен защищать общество от засорения
словаря общения вульгарностями, а тем более - криминальными
и нецензурными выражениями. Особенно на публике и в СМИ. А у нас эта
мерзость махрово расцветает под лозунги "свобод". Чего стоит,
например, разнообразие применения глупцами и эстетами "новой элиты"
сорного ныне словечка "блин" или популярного в фильмах американизма "заниматься
любовью".
Оно подменило высоким для нас понятием ремесло секса, является моральной
диверсией. А как уродливо и аморально общество, рекламирующее с телеэкранов и уличных стендов женские прокладки! И всё проамериканское я уже не могу воспринимать как пропаганду общества низкой культуры и морали. Ничего хорошего от такого общества нельзя ждать и в других отношениях. Вернёмся к
"господам". Даже популярное
англо-американское обращение "сэр" - явно ныне не
"господин"! Sir - ранее титул рыцаря,
начиная с баронетта, низведённый до эквивалента просто любого мужчины -
американца и англичанина. Попробуй раньше при рыцаре назвать простолюдина
"sir", и - лишишься головы! И что стоит целое общество стран с
такими уценками? Можно ли
назвать вежливым обращением - именование обесцененным титулом? Скорее, это назовём -
насмешкой, иронией. Пристало ли
достойным людям украшать себя не своими достоинствами, а отмершими обращениями
прошлых столетий, перьями общипанных птиц? Мне смешны такие украшательства. Пристало ли настоящим
Господам обманывать и обижать себя заморским званием всех мужчин? Аль
мужикам, хозяевам, а тем более - господам и
владыкам на Руси, например, нет иных приятных и соответствующих русских
именований? Даже обращение
"месье" (messier - ранее "мой господин", а теперь тоже обращение к
любому мужчине-французу), - это уже не господский
титул, а бледное несоответствие, обесцененное выгоревшее платье, отражение вековой привычки иного народа. Опять же, не только у
Булгакова (Мастер и Маргарита) титулом messier именуется тот же… дьявол.
Кому-то из "господ", может, и приятна ассоциация их титула с
владыками более могущественными и неуязвимыми… Но, повторю: для общепринятых
обращений в государстве надо обеспечивать стандарты, очищенные от ярлыков и
двусмысленностей. Терминология того, сословного
мира, переставшего существовать во многих странах почти
100 лет назад, требует в цивилизованном и культурном
обществе соответствия стандарту реально существующего сословия и официальному причислению к
нему. При названии вас умершим
100 лет назад титулом или сословием, не ощутите ли вы запах нафталина? Хотите
ввести в России сословия и порядки столетней давности? Какие? Зачем? Вот
будет закон о сословиях,
тогда и термины эти будут уместны. Только не сговором
депутатов их вводите, а референдумом, голосованием народа демократической правовой
республики. Вы уверены, что в стране настоящего народовластия
ваши термины приживутся? Я
уверен в обратном. И не хочу жить в стране с порядками и
терминами 19 века. Я не хочу откатиться в век
инквизиции или в пещерную романтику. Я не
хочу и лжи театральной наигранности. Эта дымовая завеса опасна иными
реалиями. А при
наличии в Конституции моей страны понятий "демократия" и "правовое государство", я не
замерен терпеть издёвок и инсценировок под порядки
18-19 века! А
пока оставьте их для граждан Запада. Для привыкших к полинялым
несоответствиям разных столетий, к жизни в компоте современных и
средневековых понятий. Во
многих странах, кстати, граждане до сих пор разделяются и на сословия. Но не во всём нам надо
равняться с ними. Многим нашим достижениям и нам - их граждане недавно ещё
завидовали. Мне, например, американцы
высказывали мечту внедрить в США наш Закон "О местном
самоуправлении", наши прямые выборы, наши декларации о равноправии, о
гражданских правах на труд и образование… - Если бы мы смогли втащить в закон
хотя бы часть ваших демократических деклараций, - говорила мне одна
высокопоставленная американка, - мы бы обогнали по реальной демократичности
ваш социализм! Я хотел бы помочь
американцам в этом хотя бы таблицей своих предложений. Внедряйте! Ваш обгон в
демократизации мне не будет обиден! Это лучше подготовки звёздных войн. Мы бы хотели не
восстановления средневековых традиций и вымерших династий. Мы,
представляющие интересы трудящихся, не хотели бы восстановления средневековья. В этих попытках возврата
к прошлому – ничего хорошего. Общественные
отношения шагнули далеко вперёд. Многие возвраты в
прошлое - отбрасывают развитие страны и
общества, ухудшают положение в мировом окружении. Мы
способны создать
современные законы, традиции, демократичные порядки общества нового
тысячелетия. Не прячьте давно рождённые нами предложения, не прячьте
наших генераторов идей, не навязывайте нам заплесневелый западный товар. Не
делайте Россию полигоном тренировок спецов по оболваниваю публики. Мы были под
диктатурой, когда закон давал нам - равенство. Мне предшествовавшее поколение ввалилось в это, в диктатуру, не
поддержав всем миром лучших, смелых, отдав их на истребление. Много и умельцев трусливо
"выживать" попали в прошлую мясорубку диктатуры. Она любит питаться трусами и падалью. Из боязни конкуренции
она уничтожает лучших и честных. Новая диктатура такая же.
Но многими Смелыми она давилась и давится. Имея ДемоКратию в Конституции,
зачем нам диктатура? Сбросили ту диктатуру. Так
неужели опять соскучились по господству над собой те, что равны по закону и перед законом ныне?
Ведь пока выгоднее добиться реализации вписанных в законы демократических
деклараций. Не потерять их! Дамы и господа! Дикое
сочетание… Это - не эквивалент
уравновешенному "леди и джентльмены". Не забывайте, что "леди"
и "дамы" - это принадлежность к сословию, к статусу, а не к женскому полу. И в большинстве стран этот статус ныне умышленно не уточнён. Правовой
хаос многим правящим выгоден. Лучшим традициям сословий можно подражать, да вряд ли
подражание надо принимать за истину, брать в современную жизнь без поправок
на изменение отношений. Да и вряд ли стоит рядиться в средневековье или в
презренные блёстки в реальной жизни. Лучшие люди всегда
стремились иметь СВОЁ ЛИЦО. Если вас на улицах Запада
необоснованно назовут "леди", то это не даст вам пропуска в
дворянский дом, в дворянское собрание, хотя не оскорбит, если не будет
сказано с заведомой издёвкой. В сможете отличить? Но обращение
"леди" и "дамы" не сильно режет слух русского человека. К
женщинам мы снисходительны, и часто готовы признать
дамой не вполне на них похожую… Когда слабые стремятся к лучшему, надо им помогать в хороших
стремлениях. А то, чего доброго, начнут
копировать "многостаночниц в кровати" и демонстрирующих
наготу за неимением ничего другого для демонстрации. "Западная"
культура не блещет изыском, чаще потакая низменным проявлениям общества, а
не возвышая его. Наше "сударыня"
они переводят "madam" ("мадам" дословно – моя дама, дама сердца). В России это - не одно и то
же. Не все сударыни – дамы сердца. А дамы сердца скорее царицы, чем
сударыни! Сословных и эстетических рекомендаций нынешние словари не дают.
Да неужто женской душе это всё равно? Хорошо, что не называют
тётками… А наше "сударь" на Западе переводят - "sir"
("сир", "сэр"), когда-то лишь означавшее "высокородный господин", правитель-суверен, а
теперь - любой гражданин-мужчина. Несуразно, нелепо, унизительно для людей образованных, стремящихся к цивилизованным отношениям и к неложным понятиям и привычкам. "Дамы" и "сударыни" на Руси тоже были в обществе не любых мужчин. И уж, конечно, "дамам" пристойно было быть в
обществе "кавалеров", а не обыкновенных
мужчин. И это единственно
достойная пара терминов. Жаль, что редко упоминают
ныне этот статус мужчины. Может, он редко к кому теперь и подходит. Но он ко многому должен обязывать. При
господине же привычно следовали госпожа (а не дама или сударыня)
и … холопы. И опять,
"господа" и "госпожа", "господа" и
"холопы" - это немногие и соответствующие
пары терминов. Господином
для вассала в старой Европе был, как я уже говорил, суверен, независимый гражданин,
правитель территории. Но все господа своих "господских" мест
(графств, княжеств…) и своих холопов были вассалами другого (старшего)
господина - короля, монарха. Суверен и вассал одновременно – кривое зеркало прошлой жизни. Титулы
князя, графа, барона – точнее определяли место господина-вассала. Им
соответствовали атрибуты одеяний. Сняв
спецразличия одежд, общество намеренно отказалось от кастовости и
сословности. На практически одинаковых пиджаках мужчин – "колодки" воинских и государственных наград, редко – иных отличий.
Интеллектуальные отличия, к сожалению, отмечают бумагами, не носимыми на
одежде отличиями. А они с прогрессом общества – всё ценнее отличий "силовых". Но в
некоторых душах эти гнилушки прошлого светят ещё ярко. И что особо грустно, -
чем выше в слое общества поднимаются некоторые из наших современников, тем
ярче виден свет в них этих гнилушек прошлого. Зачем
же пользоваться более безликими или двусмысленными исторически изжитыми
званиями? В
развитой цивилизации должны быть в почёте не звания
тиранов, а звания гениям. Авторы изобретений и открытий, основатели
научных и технологических прорывов, учебных и информационных технологий,
компьютерной медицины и безопасности. Вот им должны быть титулы, открывающие
границы и сердца людей. Пожалуй,
титул суверена сейчас мало где услышишь. До настоящего
времени в форме вежливого обращения опять-таки к любому, а не по существу,
сохранилась только форма обращения "сеньор", "сеньора",
"сеньорита". У испаноязычных и итальянцев, например. Но
новоявленным "западникам" в России ближе к сердцу всё же "господа". Народу России
надо
напрячься и вспомнить все эти ассоциации и представить последствия от
вредных привычек,
которые нам впихивают в изобилии, как сникерсы и женские прокладки. Монархии
давно сменились республиками. Клановая
и наследуемая власть в большинстве стран мира сменилась выборно-доверительной властью, которую многие щедро выдают за ещё один
мираж – за "демократию"[10]. Но это тоже грубо
навязываемое заблуждение, которое распадётся при возникновении первой же
реальной демократии. И всю любовь и силы народы отдадут этому долгожданному
ребёнку. Однако
есть силы, заинтересованные в хранении и
культивировании пережитков и заблуждений, вредных привычек. Именование
"господами" негосподствующих должно быть шутовским и
оскорбительным, если не видеть реальное рвение отдельных лиц, групп и фирм к
возрождению господства над создающими трудом все блага
страны. Если упорно не хотеть видеть восхваления бывшего и свергнутого
паразитировавшего класса, если не видеть алчности и жестокости новоявленных
"господ". В республике властные полномочия делегируются
народом на срок, и не для господства над предоставившими эти полномочия. Однако это само собой разумеющееся
правило столь же ясно не хотят записать в Закон. И новоявленные "господа-депутаты", "господа-министры" и
оплачивающие их выборные кампании господа-предприниматели
не вводят в законы механизмы реального контроля народа за использованием
делегированных полномочий власти, не
вводят норм ответственности за неисполнение
обязанностей
представителя избирателя, за злоупотребление делегированной властью. Они хотят не
называться господами, они хотят господства, реального изъятия власти
из рук народа, перехода от демократии (народовластия) к господству. Поэтому, прорываясь в
депутаты, жаждут называться господами, и, не стесняясь, так себя и зовут,
оскорбляя этим источник власти – народ. Хватит
говорить, надо жевать! - вот их современные лозунги для остальных. И эти лозунги крутит
телевидение, которое они уже отняли из собственности общенародной, сделали
монополией "олигархов", говорят об этом как о норме, а не о
криминальном и масштабном преступлении, в
ряду таких же преступлений отряда "реформаторов". Называющий
кого-то господином должен этим признавать себя более чем подчинённым, а то и
холопом, бесправным слугой, принадлежностью хозяина. В среде равных по статусу
(но имеющих холопов) господ, такое признание
"один на один" могло звучать, как вежливое самопринижение,
форма выражения почёта к собеседнику, дань более высокому общественному положению. Или отказ от своего
права на равенство. Но обращение одного к
нескольким с признанием "господа!" (Кто, кому? Ты – слуга
всем?) - нелепость! Ну что возьмёшь с
российских господ царских времён, предпочитавших в своём кругу то немецкий
язык, то французский! Они могли просто не понимать этих языковых тонкостей
языка российского. Да они и пренебрегали многими традициями и понятиями
народов России, его языком, взаимопониманием народа. Пренебрегали даже своими
же установленными законами. Ведь высший их закон –
воля господина! Использование
нелепостей (хоть и
долго живущих, и массово использованных) - не принуждает потомков
повторять глупости с гордостью. Не оправдывает
преступное приживление современному обществу старых нелепостей и оторванных
от реалий традиций. Велик по гибкости русский язык! Но как точен он в своём гибком многообразии! Пренебрежение к слову, к языку - никого не возвышало.
Одно слово - и вместо почести можно внести
нелепость, рассмешить, осмеять, нанести бесчестие… "Господа! Не мочитесь в лифте!" - образец
объявления и образец юмора времён "перестройки" и
"реформ". Горький юмор. Господа! - Обращаются к
рабочим и инженерам, которым не платят
зарплату. И остаются безнаказанными по ст. 129, 130 и 136 УК,
нарушение ст. 1-1, 7-2, 17, 18, 19-1, 19-2 Конституции. То же
происходит, когда в присутствии равных
кого-то называют
господином. И даже в присутствии обязанных быть
равными. Но и обязанные быть не равными тоже далеко не
всегда – господа! Господа!
- Обращаются к офицерам, обязанным подчиняться командам и не имеющим бесправных подчинённых (холопов). Они не чувствуют издёвки. Офицер – их единственные звание и титул. Но они их давно уронили! А кому ж они – господа? Господами можно ли звать
самих добровольно и сознательно подчиняющихся, но часто и имеющих тоже подчинённых по званию и по службе, но не холопов. Не
суверены, и не властители, но господа… Чушь! Хотя мы знаем жестокость
армейского бесправия, а при неисполнении и демократических прав гражданского
общества - мы давно сами считаем военных (да ещё младших) практически бесправными, "по закону". Преступления возводятся в закон, даже в отношении желающих себя
звать господами! Одумайтесь!
Господство кого над кем буде введено таким образом!? Более
идиотично, достойно сожаления и устранения, чем смешно, звать нынешних
военных господами. Не оскорбляйте, не обижайте, не унижайте ложью. Те, прежние
господа-офицеры, которым вы пытаетесь в бессмысленных потугах подражать,
были действительно из соотносительных господ, из дворян, из владельцев
холопов. Обращение:
"Господа-офицеры" - отражало не только "возвышенный слог", но и существо. Хотите
скопировать? Вернитесь в дуэльный век. Они вас, выросших с манерами холопов до
офицерских чинов, - пристрелят. Насмешка несоответствием разве не принижает
достоинство,
защищаемое законом и государством, не имеет права на отмщение? На
это должны бы (обязаны) обратить
внимание юристы и депутаты. Это не самая неотложная
проблема государства, погрузившегося в кризисы. Но она заслуживает записи в Перечень Проблем, чтобы не пропасть в
болтовне и в шуршании забываемых публикаций и дебатов. А депутаты и
юристы - тоже заспешили в "господа". Значит, не тех избрали в "слуги народа", в законодатели и в свою
народную правозащиту. Убрать, заменить и наказать. На
это должны были обратить внимание и учителя, и
интеллигенты, и журналисты. Но они так долго были подневольны в псевдо-демократической стране,
что соблазнились сами именоваться господами, псевдогосподами. Значит, не стали они
настоящими интеллигентами, не выросли из ремесленников в настоящих педагогов. Заигрались. Очнитесь! Господа!
А кого вы в России прочите на роли холопов? Ткните их в зубы! Пусть
истинные холопы в восторге ещё раз крикнут вам: - Господа! Этим – и поделом! Рискните. Уверен, скоро
получите в зубы от истинно русских людей! Они не хотят вновь в холопы! Я ж в роли холопа тоже быть не хочу! Ни на
время, ни шутя. И в господах над собой не
нуждаюсь! И
толпы новоявленных и самозванных господ взъерошивает всё моё существо к самозащите. Я не хочу новоявленных нуворишей и олигархов звать господами. Мне они - не господа. Я им - не холоп. Моему добру, моей доле
общенародной собственности, изъятой у меня обманом, - они не хозяева! Они -
держатели, пользователи и продавцы краденого. Так именует их отброшенный и ныне
действующий закон. С ними и с их ставленниками я буду разговаривать только
так. А мои юридические
обоснования я даю и публикую. Покажите их народу. Пусть сравнит
народ мои доводы и ваши. Кого он тогда предпочтёт в депутаты, в министры, в
президенты? Потерпит
ли он продолжения театра господ и господства актёров? А как
считают сограждане нашей правовой и демократической республики? Если ты - как я, встань
рядом! Сограждане
и скатившиеся в мещане, сотоварищи и идущие по ветру,
уже униженные и лишённые прав, цинично поверженные в беззаконие - не лезьте в холопы и не плодите господ! Мы это уже проходили! Ваше желание лично откушать этого горького хлеба – будет стоить дорого для многих других сограждан. И русское слово "товарищ"
(соискатель и совладелец товара) - это не
"красно-коричневый", а очень русский (изначально купеческий)
термин. И "гражданин" - не
"зонно-зэковский" термин! "А гражданином быть обязан"[11] - не просто красивые
слова! И они сказаны во времена жестокого царизма, когда у настоящих господ,
но свободою горящих, были "сердца для чести живы" и "души
прекрасные порывы"[12]. Они
"глаголом жгли сердца людей", пока народы на 1\6 части суши не освободились
от формальных господ! Как могли потомки
обмельчать до растворения этих завоеваний в славословиях "новым
господам"!? К
правам и обязанностям гражданина, к их исполнению надо срочно повернуть лицом и ответственностью
- нынешнюю власть, особенно - записавшихся в "господа". Уж, и так слишком много
холопского внесли "демократы" в нашу жизнь за последние 10 лет! Не
хватало только звания господ! Не хватало ещё признания
господства! Полугоспода и полуслуги иных господ ещё постараются ввести в законы
демократического (по декларации) государства свои гнилые нормы. Сделать господство эксплуататоров
и эксплуатацию – нормой страны "народовластия"! Их издёвкам нет предела! Но очень трудно распрямиться из-под
господства! В истории народов на это уходили столетия. Не возвращайте себе худших времён истории! Не относитесь к этому
пассивно, как к невинным играм. Всё очень серьёзно. Вы
ощутили это уже на своих шкурах. Разогнитесь, пока не поздно! Предающих народ и принципы народовластия – из власти долой! Вы - ограбленные хозяева недавно общенародного и не получившие своей
реальной обещанной доли для становления равноправными хозяевами. Равноправным не нужны господа. Обворованный нормальный человек вора не назовёт хозяином и
господином. А надеющийся сегодня
приобщиться к господам и удержаться среди них навечно - пусть не обольщается. Этот
мираж греет немногих. В холопы
могут угодить уже они сами, внедряемые ими "волчьи" правила
лишают гарантий не только детей и внуков нынешних "господ"… Мечтающий о
холопстве других и о своём господстве, - вспомни вековую мудрость: "не
рой другому яму, сам в неё попадёшь". Дающие
вам поиграть в господ и привыкнуть к этому слову, ждут - не дождутся, когда
вы только их и посмеете называть этим словом. Такое - не
для демократической России, не для правового государства республиканского
строя и народовластия! |
вернуться в оглавление книги
«Дума о Думе» \ к огл. станицы \ теневое царедворство
(тецадво) \
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2012
ã
Маленков Семён Кузьмич Ò, 1954 – 2012, член
международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками)
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна.
Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран
и
парламентов, влиятельных людей и простых граждан.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение:
Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование
адресов электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного
информационного
мусора будет
наказываться.
Обновление:
01-02-2012fog
[1] От латинского caesar – цезарь. На Руси умели "сжимать" не только "ваше высокоблагородие" и "ваше
высокопревосходительство" (до "ваш-бродь" и "ваш-выс-пре-дит-ство")…
[2]
Пугачёв Емельян Иванович (1740 или
1742-45 г.р.), предводитель Крестьянской войны 1773-75
г.г., донской казак.
Участник
Семилетней войны (1756-63) и русско-турецкой (1768-74) войны, хорунжий (низший
офицерский чин в
казачьих
войсках царской армии). Под именем императора Петра III
поднял восстание яицких казаков в августе 1773 г..
Проявил
выдающиеся военные и организаторские способности. В сентябре 1774 заговорщиками выдан царским
властям. Казнён в Москве на Болотной площади.
[3]
Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630-71),
предводитель Крестьянской войны 1670-71, донской казак. В 1662-63 г.г. –
донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками, В
1667 с отрядами казацкой голытьбы совершил походы на
Волгу и Яик, а в 1668-69 по Каспийскому морю в Персию.
Весной 1670 возглавил крестьянскую войну (против царской
власти России), в ходе которой проявил себя опытным
организатором и военачальником. Выдан
казацкой старшиной
царскому правительству. Казнён в Москве.
[4] Форма общественного совета в казачьем войске или поселении в царской России.
[5] Форма общественного совета в сельских поселениях в царской России.
[6]
Организация и место дислокации (жизни)
запорожских казаков в 16-18 в.в. за Заднепровскими порогами. До 1654 казачья
"республика",
единственное воинское формирование с органом
коллективного самоуправления – сечевой радой
(советом).
З.С. в 16-17 в.в. играла важную роль в освободительных войнах и защите
независимости славянских народов.
В
1775 г. после подавления Крестьянской
войны под руководством Е.И. Пугачёва царём России (включавшей Украину)
ликвидирована Сечь.
[7]
Вече – народные собрания в древней и
средневековой Руси 10-14 веков, наиб. развито в городах 11-12 веков. В Великом
Новгороде
(Пскове, Вятке…) сохранялось до конца 15 – начала 16 века,
самоуправление касалось только решений
общественной
жизни (призвание и изгнание князей, заключение договоров с др. землями,
принятие законов, др.),
вопросов
войны и мира. Равенства иных прав и равенства прав на собственность – не было.
Таким образом, вече на Руси имеют традиции более 500
лет. И самоуправление, одобренное самодержцем –
сохранило
уголёк демократии. И 80 лет советской власти дали им законодательную
форму. Но ещё более – первая
редакция Закона о местном самоуправлении.
Вече во второй половине ХХ века в Югославии сохранило не только название, но имело функции парламента.
[8] В.И. Ленин "Лучше меньше, да лучше", 1923г. ПСС, т. 45, с. 391
[9] Здесь и в других местах словарные справки взяты из Советского Энциклопедического Словаря 1985 года
издания.
[10] Мираж – не потому, что демократия не достижима, а потому, что под её обещание вводятся
мошеннические режимы без наказаний за обман, приводящие к трагедиям, как и миражи в пустынях.
[11] Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин
[12] А.С. Пушкин. К Чаадаеву